На Главную

Савенкова М.М.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕКСТИЛЯ, ВЫРАБОТАННОГО В ТЕХНИКЕ ТКАЧЕСТВА НА ДОЩЕЧКАХ.

Материал предоставлен Виктором Колчевым (Кылыч) ВИК "Червленый Яр" (г.Воронеж).

Техника ткачества на дощечках один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка. Самые ранние из сохранившихся изделий этого вида относятся к культуре Древнего Египта. Дощечки - приспособления для ткачества в виде пластинок из различных материалов с отверстиями. Количество отверстий могло быть самым различным от двух до шести. Процесс ткачества осуществляется следующим образом: в отверстия вдеваются нити основы равные длине изделия. Дощечки складываются в определенной последовательности друг с другом, нити натягиваются. Смена зева происходит за счет поворота дощечек на 90 градусов.
Материалы археологических раскопок в Древнем Новгороде дают некоторое количество фрагментов текстильных образцов, выработанных на дощечках с четырьмя отверстиями. Это сугубо бытовой текстиль низкого качества, изготовленный из шерстяных нитей слабой крутки, с простым орнаментом в шахматную клетку или полоску применявшийся в качестве ремней для крепления кожаной обуви.
Ткани из княжеских захоронений в новгородском Софийском соборе представляющие собой фрагменты поясов и отделки одежды, изготовленные из привозных импортных тканей и декорированные в технике золотного шитья, мало, что могут дать для изучения способов выработки собственно древнерусского ткачества. Таким образом, в представленном археологическом материале имеются с одной стороны изделия самого высокого класса качества (княжеские), с другой - самого низкого (бытовой текстиль). Отсутствуют ткани среднего класса, которые, несомненно, применялись в оформлении праздничного костюма рядовых горожан.
Определенным образом на присутствие подобных текстильных изделий указывают приспособления для ткачества, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII-XIII веков. Это костяные пластинки квадратной формы с четырьмя отверстиями. Деревянные дощечки применялись для ткачества поясов в различных областях России вплоть до начала XX века. Термин «дощечки» чисто этнографический. В древнерусском государстве название могло быть другим (в странах Западной Европы они назывались табличками и кружками). Археологические костяные «дощечки» с четырьмя отверстиями имеют высокое качество обработки материала и эргономичную форму. От дощечек этнографических они отличаются следующими чертами: каждая из сторон имеет прогибы в центре, что оправдано технологически, создает удобство при повороте дощечек вокруг центральной оси. Все дощечки снабжены дополнительными отверстиями в центре, в которые, по-видимому, вставлялась палочка для фиксации комплекта дощечек при остановке в работе. Естественно, что такая сложная и продуманная форма изделий возникла не сразу, а формировалась на протяжении длительного времени функционирования приспособления. Очевидно, что на приспособлениях выработанных с такой тщательностью с отверстиями для нитей небольшого диаметра и изделия вырабатывались неординарные из тонких хорошего качества шерстяных или шелковых нитей.

Для восстановления внешнего вида обрядового древнерусского текстиля были привлечены этнографические материалы, касающиеся народных поясов. Пояс в древнерусском костюме имел сакральное значение, выполнял функцию оберега. Даже сама техника изготовления была своеобразным магическим ритуалом. Этнографические пояса в основной своей массе декорированы простейшим орнаментом, лишь отдельные экземпляры содержат молитвы или пожелания, имеющие охранительные значения. Перед нами налицо наложение христианской символики на языческий оберег. С утратой языческих верований упрощалась и техника изготовления, отпала надобность в сложных переплетениях. Материалы археологических раскопок в Новгороде указывают на то, что чем древнее ткань, тем сложнее техника выработки. Рисунок народного пояса обычно состоит из трех частей, двух боковых кромок и центральной части с орнаментом. Трех частное строение это сохранялось до начала XX века даже в тех случаях, когда орнамент уже не вырабатывался, узорная заправка сохранялась по традиции. Текстильные же орнаменты на протяжении веков копировались и повторялись в декоре изделий из глины и металла и в декоре текстиля выработанного техниках в вышивки и кружева.

Таким образом, имея инструмент, зная, в каком порядке заправлялись нити, была предпринята попытка реконструкции внешнего вида текстильных изделий XII-XIII веков. С этой целью были проанализированы древнерусские орнаменты на предмет выявления возможности перевода их в тканый вариант. Оказалось что практически все геометрические орнаменты, состоящие из ромбов, диагоналей и гребней технологичны, т. е. подчиняется законам образования переплетения тканей.
На основе структурного анализа тканей были составлены схемы переплетения, выявлены определенные правила составления наиболее рациональных схем. Выполнение рисунка переплетения возможно несколькими способами, при помощи различных комбинаций поворотов дощечек в ту или иную сторону.

1 .Рисунок орнамента должен строится на различных вариантах комбинаций диагоналей и ромбов.
2. Схема переплетения должна строиться на числе поворотов кратном двум. Следовательно, количество квадратов одного цвета в узоре должно быть кратно двум.
3. Направление движения дощечек должно соответствовать изображаемому орнаменту, подчиняться пластике построения орнаментальных мотивов.
4. Переломы в рисунке образуются за счет поворотов дощечек в обратную сторону.
5. Количество поворотов дощечек должно быть как можно меньше в раппорте переплетения. Чем меньше число поворотов, тем легче текстиль в изготовлении.
6. Целесообразно поворачивать дощечки по нескольку штук сразу (парами).
7. Отдавать предпочтение варианту, при котором поворачиваются все дощечки вместе.
схема переплетения

Схема переплетения состоит из рисунка переплетения и схем: порядка установки дощечек и порядка поворота дощечек. Все узорные дощечки заправляются одинаково: две нити узора и две нити фона. Перед работой дощечки необходимо установить в определенном порядке по схеме. Две нити узора в каждой дощечке устанавливаются таким образом, чтобы занять верхнее положение, боковое или нижнее. Все отверстия дощечки обозначены цифрами А,Б,В,Г Отверстия А и Г находятся вверху, Б и В - внизу. Первая дощечка устанавливается таким образом, чтобы узорные нити заняли боковое заднее положение, вторая - цветные нити в верхнем положении, третья - цветные нити в боковом переднем положении, четвертая - в нижнем положении, пятая - в боковом заднем положении, и все оставшиеся дощечки устанавливаются далее в зеркальном отображении. Сначала поворачиваем все дощечки вместе от себя, образуем пять рядов, прокидывая каждый раз уток. Затем поворачиваем по схеме 1,2,3,4 дощечки на себя, 5,6,7 - от себя, 8,9 к себе, формируя четыре ряда. Продолжаем ткачество пояса, сообразуясь со схемой порядка поворота дощечек.
схема переплетения

Такому структурному анализу были подвергнуты 50 древнерусских орнаментов и выполнены текстильные образцы. Оказалось, что все они укладываются в предложенную схему ткачества поясов, подчиняются законам образования тканей, отмеченным выше, что не может быть простым совпадением. Подобный метод использования схем переплетения при реконструкции можно применять и для фрагментов археологического текстиля. Таким образом, были воссозданы ткань из литовского могильника в Парагаудне (1) и ткань из кургана Смоленский области Дрогобужского района (2). Благодаря предпринятой реконструкции появилась возможность приоткрыть еще одну забытую страничку древнерусской культуры.

Литература
1 .Древняя одежда народов Восточной Европы (материалы к историко-этнографическому атласу) Отв.ред. М. Г. Рабинович. М: Наука,1986.
2.М.Н.Левинсон-Нечаева. Ткачество/Ючерки по истории русской деревни X-XIII в. Труды ГИМ. М: Советская Россия, 1959.

обсудить на форуме 
Статьи и фото

На главную

Hosted by uCoz