На Главную

Поход на репликах ладей викингов членами ОД «ЮР».


Прошедшим летом, четверо членов ОД «Южная Русь» участвовали в походе на ладьях викингов, который проходил с 17 июля по 1 августа 2005-го года в республике Польша. Поход был организован хозяином кораблей – Мареком Шаблинским, который уже более 30-ти лет занимается реконструкцией судов викингов и ходит в походы на них по рекам Польши и Балтийскому морю.

Начало большого пути.

Мы прибыли в деревню «пана Марека» (Стары Яблонки, недалеко от Оструды), как мы называли хозяина кораблей, вечером 12-го июля после изнурительного перемещения по России, Беларуси и Польше на поездах, автобусах и электричках. В этот день ничего особенного не произошло, не считая того что мы заблудились в лесу и не нашли огромное озеро.
Пан Кормак (в шапке) и Пан Марек (довольный) С утра следующего дня мы включились в работу, т.к. оказалось, что корабль, на котором мы должны были плыть, еще не готов и его надо достраивать. Процесс достройки был непростым, т.к. было трудно привыкнуть к плохому инструменту и рабочему дню с 6-ти утра до 2-х часов ночи. Но, в общем, работа была технически не трудная, только очень нудная и однообразная.
Гуннар срубает пробки. Утром 15-го нас предупредили, что часть людей должна выехать на фестиваль в Крушвицу вместе со вторым кораблем – «Осебергом» (Свентославой или Свенткой, как ее называли поляки). От нас поехать должны были три человека. Это были - я, Хельги Пожиратель и Гуннар Изворотливый. Вот тут и начались наши приключения.

Крушвица - город в котором князя съели мыши.

Башня где князя съели мыши. Действительно, как гласит легенда рассказанная нам местными, однажды в 9 веке местного князя, за плохое поведение, его верные подданные закрыли в башне. Там его съели мыши. По крайней мере так гласит легенда.
Мы поехали в эту самую Крушвицу на электричке, а ладью, Осеберг, должны были привезти трейлером сразу за нами. Чтоб не тащить барахло, мы закинули его на палубу «Осеберга», и поехали налегке. Каково же было наше удивление, когда по приезду нам позвонили и сообщили, что ладью привезут только на следующий день в обед. Погода стремительно портилась, а вариантов ночлега не было. Было принято решение пока начинать пить, а там «как-нибудь само образуется». В процессе нашего выпивания мы познакомились с местным ярлом, Рагнаром, которого, чтоб отличить от другого Рагнара, называли Малым. Он отдал нам свою палатку, а какая-то добрая девушка дала нам плед. Вобщем кое-как выжили. Ночью, я и Гуннар, увидели страшное шоу, которое нам показал Хельги. Он из положения стоя, не сгибая коленей, ударился лицом о землю, сказал «что за херня» и пришел к нам в палатку спать.
Черпайте, курва мать, быстрее! На следующий день привезли корабль. И он сразу утонул. Т.е. его поставили на воду и он сразу ушел на дно. Так как наше барахло лежало поверх палубы, а у поляков под палубой, то сухие вещи остались только у нас. Мы так и не смогли им объяснить почему мы не сделали как они, не положили под палубу. Скажу одно, я лично чувствовал, что какая-то такая херня может случиться.
Пан Кормак, второй капитан, кричал, что надо черпать. Все черпали, примерно с час. Мы предлагали вытянуть корабль на берег, но пан Кормак говорил что надо «курва, просто сильно черпать». Когда все устали, корабль все-таки вытянули. На днище нашли дыру длиной в метр и шириной в пару сантиметров. Тут оказалось, что нет инструмента и герметика. Все это одолжил хозяин соседнего яхт-клуба.
Ремонт шел весь день, потом все плавание приходилось постоянно черпать воду. Сначала по три-четыре раза за день, в конце только по утрам.
На бугурте в этой Крушвице нам знатно свесили, но мы подружились окончательно с обоими Рагнарами и Лютым, еще одним польским командиром. Это потом на бугуртах в Волине будет важно:)

Выходим!

Моронг на воду! В понедельник, 18-го июля, привезли большой корабль, «Моронг». Он на удивление не утонул, но воды набрал прилично. Все утро шли сборы и после обеда мы вышли в поход. Нас трогательно провожало местное население. В этот день мы прошли всего 25 км. Но это были тяжелые километры. Во-первых, никто толком грести не умел, и все постоянно долбились веслами. Во-вторых, мы шли по озерам, а когда берег далеко, то кажется что совсем не плывешь. Это сильно напрягает мозг.
К вечеру многие растерли руки в мясо. У нас никто не растер. Можно это частично объяснить тем, что мы гребли в перчатках, но и остальные ими пользовались. Дело в том, что руки нельзя мочить и елозить ими по веслу.
Когда стало темнеть, мы остановились на каком-то болоте. Высадились на берег. Тут капитан выдал смалец (это топленое сало с майонезом и приправами), хлеб и саленные огурцы. Сказал, чтоб все кушали и ложились спать. Мы собрались обсудить этот вариант кормежки, он нам совсем не подходил. Тут нас просветил пан Гризли, милейший старичок. Он сказал, что у нашего капитана, пана Марека, никогда гребцов хорошо не кормили, и что этой бодягой нас будут кормить весь поход. Оправдание пана Гризли было великолепно – «А что вы думали, Марек – мазур. Они работают с утра до ночи и очень мало едят. К ним в старину даже в работники не нанимались».
На следующий день мы узнали, что на корабле есть тренога, котел и все что нужно, но возят это с собой только потому, что «у викингов так было». Готовить они не собирались. Нам пришлось поговорить с капитаном и поставить его перед фактом того, что, либо мы готовим горячее каждый день на всех, либо мы питаемся отдельно. Он нас не понял или решил, что мы шутим.
Вечером следующего дня мы приготовили на всех варево. Его назвали «гарной зупой» и капитан решил, что так мы будем делать каждый день. В общем, наши препирательства продолжались пару дней, но поддержанные всей командой, мы победили, и после этих дней пищевой вопрос стабилизировался.
Краткое отступление.
После того как на четвертый день начал идти дождь мои воспоминания слились в сплошное выживание и греблю. В общем, с днями и что за чем было, я могу путать.

Самый плохой вечер... Дождь на реке это очень плохо. Все мгновенно пропитывается влагой, когда он прекращается, начинает сильно парить, ничего толком не сохнет. Весь корабль превратился в бомжатник. Вокруг постоянно что-то катается по палубе, висят мокрые вещи.
К спору о стегачах у викингов. Небыло их у тех кто по воде ходил. Т.к. у поляков было несколько, они, как промокли в начале, так на Волине только высохли. Погнили и здорово воняли. Если бы поход был дольше, они бы совсем развалились.
В начале «дождливого периода» мы пришли в город Конин. Там мы участвовали в местном «дне города». Там по сценарию викинги воруют девушек, а местные их потом выкупают. Отличный сценарий:) Одна только проблема, нам не сказали, что можно брать девушек только в специальных платьях и только в госучереждениях. А всего их надо взять семь штук.
Вот и вышло, что мы набрали 12, привели на корабль, а там сидят еще семь, их другая группа привела. Наши все красивые, как на подбор, а те что у них - не особо. Вобщем, пришлось извиняться и отпускать. В следующем городе нам показали газету, где описывалось то, как муж звонит в полицию и говорит – «мою жену украли викинги, и самое страшное, среди них были русские!».

Варта.

Следующие несколько дней слились в один большой марафон со временем. Мы боялись, что не успеем на Волин, куда нам очень было надо. После того как мы около Конина вышли с озер на реку Варту, скорость наша заметно выросла. Сначала мы проходили по 40км, а под конец нашего пути по Варте – по 60-70км. Один раз было 82км, но это было очень трудно. Мы гребли с шести утра до десяти часов вечера, практически до темноты. Останавливались только на обед в какой-нибудь деревушке, где можно было закупить еду.
Кстати, про километраж. Наши карты сильно отличаются от реального пробега. Река делает много поворотов и потому пробег выходит гораздо больше, чем он выглядит на карте и при подсчетах.
Места по Варте просто безумно красивые. Кругом утки, лоси, дятлы, выдры и бобры. Все это постоянно интересуется, а кто это там плывет. А там мы.
Следующим интересным пунктом был Познань. Там мы первый раз нашли время сходить в интернет-кафе. Город очень красивый и чистый, впрочем, как и все остальные. В Познани нам тоже припомнили Конин и девушек. Подходили и просили не воровать. А еще на улице к Хельги подошла девушка и сказала – «А вы тот парень, который устроил дебош в Крушвице и лицом об землю бился!». Вот так приходит слава.
В Познани нам пан Марек сказал, что мы гребем не как все и из-за этого плохо идем. Мы стали грести как все, скорость упала. Тогда он разрешил нам, мы четверо сидели на носу, грести как мы хотим, лишь бы быстрее было.
Тут хотелось бы остановиться подробнее на гребле как таковой. Дело в том, что каждая пар весельных портов на корабле отличается от других. Поэтому на каждом весле получается не так как у других. Единственный способ добиться слаженности, это подбор гребцов под каждый порт. По силе, весу, длине рук и т.д. Кроме того, желательно менять борт, каждый день грести на другом борту. Т.к. если все время сидеть на одном, то руки развиваются неравномерно и потом при смене могут быть спазмы и прочие неприятные судороги.
Вообще, если в начале пути все подписали каждый свое весло, то в конце плавания каждый находил свое неглядя, «по хвату». Каждое утро пальцы рук сильно скрючивало и только после некоторого времени на весле отпускало.
А, между прочим, дождь все не прекращался. Выработалась линия поведения при дожде. Есть два варианта. Первый, это одеться в льняное тонкое, быстро намокать, мерзнуть и быстро высыхать. Второй – одеться в лен и/или шерсть и сверху кожу (рубаха, штаны, худ) и совсем не мерзнуть, но когда ускоряешся - жарковато. Выбирал каждый сам.
Еще про одежду и бытовые мелочи. В течение этого плавания мы сделали для себя много неприятных открытий.
Вот несколько из них:
  1. Обувь протирается об палубу довольно быстро.
  2. Глиняная посуда уходит в черепки сразу.
  3. Постоянно теряются ножи, ложки и прочая мелочь.
  4. Вышивки на подолах стираются об лавку.
  5. Кожаные мешки не подходят для корабля, быстро промокают, плохо сохнут, гниют и все в них гниет.
Большая проблема с хранением оружия. С одной стороны, уберечь от влаги можно. Завязать в мешок, укрыть под тент и т.д. Но тогда его быстро не вынешь. А если класть рядом, то можно легко потерять или испортить.
Копья можно на палубу бросить, а вот с мечами проблема. Скорее всего, их клали в сундуки, на которых либо сидели, либо рядом держали.

Одер.

Наконец, примерно 27-28 июля мы вышли в Одер. Честно говоря, лично меня он разочаровал. Глядя на карту, представлялось нечто типа Волги, а на самом деле, даже в нижнем течении не более 200-250м. Течение, правда, довольно быстрое. Первая ночевка на Одере была возле борделя (их там много, отличные пристани). Ночью была самая сильная буря за все плавание, всю ночь держали намет руками, чтоб не сорвало. Он страшно протекал и практически все, что еще оставалось сухим, промокло. Однако нам удалось сохранить сухой одну сумку с одеждой и фотоаппаратом.
Коротко о намете.
На носу корабля натягивался тент для того чтоб укрыть вещи, которые там хранились. Мы еще во второй день плавания догадались, что под ним можно спать. Если бы не он, мы бы до конца плавания не дожили. После плавания осталось устойчивое ощущение, что такой намет, только больше, должен быть натянут над всей палубой. Потому что с открытой палубой в антураже, не используя всякие резиновые накидки и тому подобное, выжить нельзя. Кроме того, на заливе через борт перехлестывали волны и тент мог тут здорово помочь. Конечно не парус, но лучше весел... На последнем переходе перед заливом, подходя к Штеттину, мы первый раз за все время шли под парусом. Это был не парус в его нормальном варианте, а натянутый на несколько весел тент под которым мы спали. Однако, даже с таким небольшим парусом ( ок 3 на 4м) наш «Моронг» уверенно шел гораздо быстрее чем на веслах (обычная скорость по течению ок6-8км/ч), ок 10-12км. Это было непередаваемо, после стольких дней однообразного созерцания спины впередисидящего и бокового взгляда на берег - полный простор, ветер в спину, бурун под килем. Этот опыт наглядно показал, что на корабле необходима дополнительная маленькая мачта с парусом.
В Штеттине мы ставили мачты. Мы не ставили их раньше по двум причинам. Во-первых, везде были низкие мосты и под них с мачтой не пройдешь. Во-вторых, на «Моронге» был недоделанный такелаж и его делали всю дорогу, на каждой стоянке.
Когда мачта на «Моронге» была установлена, оказалось что она слишком тяжела и высока для этого корабля. Поперечная остойчивость сильно ухудшилась. А с учетом размера паруса становилось очень страшно. Мы молились чтобы ветер был только попутный.

Штеттинский залив.

На заливе! 30-го июля, вечером, чтобы работники порта не закрыли нам выход в море (у нас нет мотора, а значит в море нам нельзя), наши корабли вышли в залив. Было принято решение не идти ночью, т.к. сильное движение судов и очень опасно. Мы заночевали рядом с немецким яхт-клубом, где Бьярни в тельняшке и Хельги Пожиратель распугали всех немцев криками «Гитлер, капут!».
Утром на рассвете, раньше обычного, около 4-х утра, мы отправились в путь, было 31-е июля, мой день рождения, самый лучший из тех, что я помню. Вопреки нашим мольбам ветер был четко боковой. На «Осеберге» поставили парус и спокойно ушли вперед, а нам на «Моронге» пришлось «весловать». Потом капитан все-таки не удержался и мы поставили парус, зарифили его по максимуму и пошли. Шли среди островов, волнение было небольшое.
В обед мы пришли в Копице, где живет друг пана Марека. Там было решено отметить наш выход на море и мой день варения. Отмечалово было отличное, а если еще учесть что почти все плавание мы практически не выпивали, кроме чисто лечебных целей, то будет понятно, как мы были веселы и счастливы. Бьярни с Малюткой зажигают, а Гуннар дуплит :)Однако не обошлось без конфликтов, виной тому алкоголь и расслабление после стольких трудов. Не буду описывать что произошло конкретно, это не интересно. Однако, хочу заметить, плавание показало, что в процессе постоянно происходят перебранки и обоюдные наезды. Нас спасало то, что когда мы ругались между собой, нас поляки не понимали и не лезли, и наоборот, когда они ругались, мы не лезли. Башни сносит у всех, даже у самых спокойных. Самая частая тема – «А почему я гребу больше всех?!». Мне кажется, что если бы на корабле был бы полный экипаж (27 человек) и все русские, без братоубийства бы не обошлось. Впрочем, когда уже все позади, такое братство и взаимовыручка начинаются, просто лучше и не надо, голову за други отдашь. Только ради этого, чтобы проверить себя и других, стоит идти в плавание.
Боковой ветер продолжал усиливаться и к ночи стал ураганным.

Последний переход.

Следующая остановка Волин! На следующий день мы долго ждали когда ветер утихнет, но, не дождавшись, в обед вышли в море. Высота волн была около 1,5-2м. Боковой ветер и надвигающийся шторм.
«Осеберг», поставил парус и ушел вперед. Мы на «Моронге» парус поставить не могли, нас бы перевернуло. Но мы нашли выход, поставили парус от малой ладьи «Мирославы», которую наш «Моронг» всю дорогу тащил на веревке (мы ее использовали как прицеп, там ехали запасные весла и всякие припасы). Т.к. этот парус был небольшим, корабль шел медленно, и мы рисковали попасть под шторм. Тогда мы пошли и на парусе и на веслах. Волны перехлестывали борт.
На парусе...:) Вот тут, кстати, надо вспомнить часто задаваемый вопрос о щитах на борту. Так вот, их можно закрепить двумя способами. Первый, привязать, тогда они болтаются, но в обшем, не мешают (кстати, дощатые щиты показали себя отлично, разбухали от влаги и высыхали при первых лучах солнца, работоспособность не потеряли). Второй – воткнуть их между бортом и релингом (такая планка, идет вдоль всего борта, не знаю для чего она) и тогда они стоят жестко, закрывают гребца от ветра, брызг и наверняка защитят от стрел. Вобщем, это правильный вариант. В бою так наверняка и делали.
Нас сильно трепало на веслах. Дело в том, что на волне весла надо то сильно опускать, чтоб достать до воды, то сильно поднимать, чтоб попасть по гребню волны, когда он высоко. Иногда не успеваешь, и тогда весло уходит глубоко, его выворачивает из рук, может сильно ударить по лицу и другим частям тела. Вобщем, было тяжело, но очень интересно.
Вечером 1-го августа наш караван гордо вошел в порт города Волин, нас встречали организаторы и немногочисленные уже приехавшие фестивальщики. Дули в трубы, били в барабаны. Земля качалась под ногами, мы были счастливы.
После этого мы два дня отсыпались и отъедались, встречали приезжающих друзей, чистили оружие и доспехи, заключали военные союзы и тренировались.
Песня Победы Мечи и щиты после гребли казались невесомыми. Вобщем, мы дошли, мы победили:)

На главную

Hosted by uCoz