В основных фондах Карачаево-Черкесского музея в настоящее время хранится коллекция археологического текстиля. В подавляющем большинстве это текстильные изделия из скальных могильников Карачаево-Черкесии: Мощевой Балки, Нижней Теберды и Нижнего Архыза. Весь средневековый материал получен в ходе экспедиций музея под руководством: В.А.Кузнецова, Г. Х.-У. Текеева, В.Н. Каминского, У.Ю. Эльканова, А.А. Демакона, а также в результате поступления случайных находок, переданных в музей в различные годы.
Исследования этого материала позволяет шире представить аланский костюм, как одно из проявлений материальной и духовной культуры Алании.
Все хранящиеся в музее образцы одежды можно разделить по следующим признакам:
1. По половой принадлежности: на мужскую и женскую одежду.
Силуэты женского и мужского аланского костюма VIII—IX веков отличаются друг от друга: женское платье схематично выглядит как прямоугольник, закрывающий всю фигуру, мужское — как два треугольника, соединенные острыми углами в районе талии. Разделение одежды на женскую и мужскую является показателем развитости общества. Общие формы одежды, характерные как для мужчин, так и для женщин: штаны, чулки, некоторые модели обуви и головные уборы, являются наиболее древними.
Ограниченность разнообразия форм одежды говорит об определенной консервативности общества.
2. По возрастному признаку: на одежду для взрослых и детей.
Выделены детские формы одежды для мальчиков, которые являются неотрезными по талии. И как предположение — показателем взросления служит наличие пояса, когда одежда четко делится на две части: верх и низ. Переход от бесполого детства в мир мужчин.
Анализ кроя шелкового кафтана молодого человека 14-15 лет дает возможность предположить, что юношеской одеждой является утраченная (пока не обнаруженная) форма нижнего "взрослого" белья
(рубахи).
Пояс из ткани, видимо, носили мужчины старшего возраста.
Форма ворота женского платья показывает семейное положение женщины, наличие детей, что косвенно отражает и ее возрастную категорию.
3. По социальному положению владельца костюма.
Принципиальных различий в облике и покрое костюма отдельных социальных прослоек населения в то время не было. Показателями социального статуса является количество шелковой ткани, которое затрачено на одежду. Это может быть целый кафтан или отдельные его детали. Существенным является место изготовления шелка, т. к. не все шелка ценились одинаково. Проанализировав сочетание разных видов тканей в одном изделие, можно сделать следующие выводы:
1. Импортные ткани ценились выше местных тканей.
2. Полихромные шелка ценились выше монохромных шелков.
3. Согдийский шелк ценился выше китайских шелков.
4. Китайская камка ценилась выше китайской тафты.
5. Византийский шелк ценился выше согдийских и китайских тканей.
Следовательно, лица, имеющие шелковые одежды из византийской ткани имели самый высокий статус, дальше шли владельцы одежд из полихромных согдийских тканей, а затем из однотонных китайских. Ниже по статусу стояли владельцы холщовой одежды с отделкой из шелка, затем с отделкой из холста и, вообще без отделки.
4. По ее назначению: на бытовую и парадную одежду.
Парадная одежда из шелка существовала у представителей знати. Крой шелкового кафтана отличается от кроя стандартного холщового кафтана. Для парадной одежды главное — продемонстрировать красоту ткани.
Холщовые кафтаны с отделкой из шелка могут быть парадной одеждой для одной социальной группы и бытовой формой одежды для другой.
Анализ женских платьев показал, что платья с петлями для крепления бус и амулетов являются парадными, так же как и женские платья с рукавами, длина которых существенно больше длины руки. В женском костюме парадность создается деталями головного убора, а также платком или пелериной. Наряду с одеждой существовала и парадная обувь. Относить одежду к бытовой позволяет показатель изношенности и количество заплат.
5. По принадлежности к различным ведомствам (например, различные виды войск), или специальной (ритуальной) одежды.
Видимо, основные отличия по ведомственному или ритуальному признаку выражались только в сопровождающем инвентаре (воинском: оружие, конское снаряжение, или жреческом: большее количество амулетов, бубенчиков и т.д.).
Пока только головные уборы типа шлема являются показателем принадлежности к группе воинов.
6. Комплексность костюма.
Одним из показателей уровня развития костюма является его комплексность, т. е. количество самостоятельных форм, входящих в костюм.
Для мужчин, на примере из неразграбленного погребения в могильнике Мощевая Балка, в комплекс входили: верхний кафтан на подкладке из меха, нижний кафтан, штаны, чулки, обувь, головной убор.
В нашем музее нет материала из неразграбленных женских погребений, но по данным коллекции Эрмитажа в женский комплекс входила пелерина, шуба, нижнее платье, штаны, чулки, обувь с ноговицами, шапочка с накосником, нижняя и верхняя диадемы и два шарфа (Иерусалимская А.А., 1992, с.17 —18).
Обыкновение носить одновременно нескольких видов наплечной одежды было результатом высокой культуры одежды.
7. По разделению на сезонность.
Летний вариант, куда входит мужской кафтан без подкладки и женское платье, служит нижней формой одежды в зимнее время, на которое накладываются утепленные, зимние, варианты: кафтан на меховой или кожаной подкладке, меховые женские халаты.
К весенне-осенним вариантам можно отнести женскую пелерину и женский головной платок. Эти вещи являются утепляющими элементами костюма и могут входить, как в летний, так и в зимний комплексы.
Таким образом, аланский костюм, кроме утилитарной нагрузки, отражает систему идей и представлений, раскрыть которые помогает исследование текстильных технологий.